о нас новости Внимание Для сведения членов "Союзагромаш" Итоги работы отрасли Обзор предприятий 2005 контакты

О техническом оснащении сельского хозяйства России

       Обеспечение населения качественными продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем отечественного производства было и остается важнейшей задачей аграрного сектора страны.
       В ее решении приоритетное место занимает машино-технологическая система, включающая машинные технологии производства сельскохозяйственной продукции, инженерно-техническую сервисную инфраструктуру, а также отрасли, обеспечивающие АПК техникой и энергоресурсами.
       Машинно-технологическая система сельскохозяйственного производства в значительной мере определяет уровень конкурентоспособности сельского хозяйства, основными факторами которого являются себестоимость производимой продукции и рентабельность производства.
       Эти же факторы и во многом определяют возможности сельхозтоваропроизводителей по технологическому и техническому оснащению производства.
       Достигнутый в последние годы рост объемов производства сельхозпродукции позволил довести валовую продукцию сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) до 78,6 % к уровню 1990 г.
       Причем, если подотрасль растениеводства практически вернулась на достигнутые позиции 1990 г. (106,5% к 1990 г), то объемы производства животноводческой продукции составили лишь немногим более половины (53,9 % ) к уровню 1990 г.
       Снижение объемов производства отечественной животноводческой продукции продолжает замещаться не всегда качественной импортной продукцией.
       В 2006 г. в страну было завезено продовольствия и сельскохозяйственного сырья на сумму 21 млрд долл., что сопоставимо с производством внутри страны - на 23 млрд. долларов.
       Уровень материально-технического обеспечения сельского хозяйства самым непосредственным образом связан с экономикой сельских товаропроизводителей. Однако показатель рентабельности сельского хозяйства за все годы рыночных реформ продолжает оставаться крайне недостаточным для ведения даже суженного сельскохозяйственного производства (рас-четно 10,5% - 2004 г., 7,6% - 2005 г. и 10,0% -2006 г.).
       Сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции прямо связано с падением технической оснащенности сельских товаропроизводителей по всему основному перечню сельхозмашин и оборудования.
       Так, обеспеченность по тракторам в 2006 г. к уровню 1990 г. снизилась в 2,9 раза, по зерноуборочным комбайнам - в 3,5 раза, по кормоуборочным -в 4,1 раза и т.д.

       При этом предприятия сельскохозяйственного машиностроения сократили выпуск тракторов - в 19,5 раз, зерноуборочных комбайнов - в 9,5 раз, кормоуборочных комбайнов - в 14 раз, плугов - в 66 раз и далее аналогично по всем видам сельскохозяйственной техники
       Производство основных видов сельскохозяйственной техники

       Вследствие этого существенно возросла нагрузка на сельхозмашину (табл. 3). По тракторам - в 2 раза по сравнению с 1990 г. (до 198 га ), по зерноуборочным комбайнам - в 1,7 раза (до 260 га.), на кукурузоуборочным комбайнам - в 2,8 раза (до 220 га.) и т.д.
       Следует отметить, что нагрузка на аналогичную сельхозмашину за рубежом значительно ( в разы!) ниже, чем в нашей стране. Так, в США нагрузка на один трактор составляет 38 га пашни, во Франции - 14 га, в Канаде - 63 га. Подобным образом ситуация складывается в этих и целом ряде других зарубежных стран по годовой нагрузке и по другим видам техники.
       Значительная часть сельхозмашин и оборудования продолжает работать на полях и фермах за пределами амортизационных сроков. Так, по зерноуборочным комбайнам таких машин 62%.
       Анализ показал, что сельхозпредприятия вынуждены сокращать списание комбайнов и использовать их за пределами амортизационных сроков, что является типичным примером для состояния всего машинно-тракторного парка в областях, краях и Республиках РФ.
       Из данных Ежегодного доклада МСХ РФ за 2006 г. «Состояние и меры по развитию АПК и рыболовства в РФ» следует, что выбытие техники значительно превышает ее поступление в с.-х. организации. Поступление новой техники в 2006 г. составило 1,4...4,1% от ее наличия на конец предыдущего года, а списание - 4,1 ...10,7%. Таким образом, выбытие техники из хозяйств в 2,6...3.0 раза опережает поступление.
       Нагрузка на единицу сельскохозяйственной техники,га.

       В результате обеспеченность сельского хозяйства страны по тракторам составляет 44%, по зерноуборочным комбайнам -45%, по кормоуборочным - 63%.
       Аналогичное положение дел с обеспеченностью и другой сельскохозяйственной техникой.
       Таким образом, на современном этапе функционирования сельскохозяйственного производства главным фактором, сдерживающим перевод отрасли в режим активного развития, является обвальное состояние машинно-тракторного парка и, прежде всего, тракторной энергетики.
       Продолжающееся снижение количественного и качественного состава парка вызывает пропорциональное уменьшение валового сбора продукции вследствие нарушения агросроков выполнения основных операций и применения упрощенных технологий производства продукции.
       Если учесть, что в странах дальнего зарубежья парк техники стабилизирован, то перед сельским хозяйством России стоит острейшая задача по обновлению и наращиванию парка сельхозмашин и, прежде всего, тракторов.
       Это естественно обострит проблему конкурентоспособности отечественной тракторной да и не только тракторной промышленности и уже ставит перед машиностроителями ряд сложных задач.
       В 2006 г. доля отечественных предприятий на внутреннем рынке сельскохозяйственных тракторов составила лишь 19,9%, доля белорусских тракторостроителей (МТЗ) - 63,7%, украинских (ХТЗ, ЮМЗ) и других стран СНГ - 5,5%, фирм дальнего зарубежья - 10,9%.
       Необходимо отметить, что объемы поставок западной техники возрастают от года к году и, в отдельных секторах рынка, западная техника уже занимает доминирующее положение. Это относится в первую очередь к сектору энергонасыщенных тракторов, производство которых в России практически отсутствует.
       Для обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий тракторостроения необходимо значительно расширить номенклатуру выпускаемых тракторов, и поставить на производство ряд новых моделей.
       В первую очередь необходимо наладить производство энергонасыщенных универсальных колесных тракторов классов 2 и 3, спрос на которые на внутреннем рынке быстро возрастает. В настоящее время в классе 2 доминируют тракторы «МТЗ-1221», при этом их доля в общем объеме продаж в 2006 г. составила 11,1%, а за первые 5 месяцев текущего года достигла 18% (2422 шт.).
       В классе 3 отечественные предприятия предлагают колесные модели «К-3180 АТМ» классической компоновочной схемы (Петербургский тракторный завод) и «РТМ-160» интегральной компоновочной схемы (Урал-вагонзавод), выпуск которых пока невелик (соответственно 91 и 89 шт. в 2006 г.). В данном секторе пока значительна доля моделей с шарнирной рамой типа трактора «Т-150» Харьковского тракторного завода. Вместе с тем наблюдается расширение поставок тракторов этого класса из дальнего зарубежья: 118 шт. за 2006 г. и 152 шт. за 5 месяцев 2007 г. Зарубежные фирмы в этом классе п ре дл а га ют толь ко колесные модели классической компоновки.
       В классе 4-5 доминируют колесные тракторы классической компоновочной схемы производства западных фирм с мощностью двигателя 220-350 л.с. Отечественная промышленность подобных тракторов не производит. Разработанная Петербургским тракторным заводом модель К-5000 АТМ пока не выпускается. Модели «Кировец К-701» и К-744Р с шарнирной рамой тягового класса 5-6 не могут препятствовать расширению продаж западной техники в этом секторе рынка, важном для реализации высокопроизводительных агро-технологий. Объем продаж в данном секторе оставил в 2006 г. порядка 1400 шт.
       Наконец, сектор наиболее мощных тракторов тягового класса 7 и выше полностью принадлежит западным производителям, поставляющим колесные тракторы с шарнирной рамой в основном фирм «Джон Дир», «Бюлер» и гусеничные типа «Агко-Челленджер» или «Кейс Кводтрак» с резиноармированными гусеницами. В 2006 г. в этом секторе было продано 360 машин, за 5 месяцев текущего года - 179.
       Технологические аспекты сельхозпроиз-водства, обеспеченность кадрами на селе как никогда требуют применения в сельском хозяйстве тракторов более высокого тягового класса, обеспеченных необходимым, максимально их загружаемым по мощности, шлейфом машин.
       Многолетние комплексные исследования отечественной науки показали, что технические пути реализации мощности тракторного агрегата в целях повышения его производительности могут осуществляться в основном за счет рабочих скоростей, использованием многофункциональных широкозахватных машин.
       При этом отмечено, что повышение энергонасыщенности трактора в пределах тягового класса целесообразно по диапазону рабочих скоростей, лишь до определенных пределов. То есть, действует закон убывающей отдачи.
       Таким образом, приоритетной задачей отечественных тракторостроительных компаний является разработка и освоение новых семейств колесных машин: классов 2,3 и 4-5 классической компоновочной схемы, колесных класса 7 и выше с шарнирной рамой, а также гусеничных тракторов класса 5-6 мощностью 250-340 л.с. и класса 7 мощностью 350-500 л.с. с резиноармированными гусеницами.
       Количественные параметры обновления парка сельскохозяйственных тракторов заложены в принятой в текущем году Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
       Однако проведенные расчеты не позволяют утверждать о возможности выполнения поставленной задачи в ближайшие 5 лет., поскольку их выбытие к 2012 г. составит не менее 270 тыс. ед. и парк тракторов в этом случае сократиться до 380 тыс. шт в 2012 г.
       Для того, чтобы парк тракторов достиг численности, соответствующей технологической потребности для производства 100 млн. т зерна и обработки 90 млн. га пашни требуется 820 тыс. тракторов при максимальном возрасте тракторов в парке не более 13 лет. При этом необходимо рассматривать период поступления новых тракторов не менее 10 лет ( до 2016 г.) с постепенным увеличением закупок тракторов от 30 тыс. до 95 тыс. шт. в год. Одновременно необходимо решать проблему подготовки дополнительных кадров механизаторов в течение этого периода.
       Такое обновление парка тракторов может дать ощутимые результаты для сельскохозяйственного производства страны на длительную перспективу.
       Нельзя не остановиться на таком важном показателе как качество и надежность сельхозмашин и оборудования.
       Поступающие на рынок отечественные машины существенно уступают зарубежным аналогам по техникоэксплуатационным, экономическим, эргономическим и экологическим характеристикам. В основном по этой причине объемы средств, выделяемые в прошлом году сельхозтоваропроизводителями на закупку отечественной и зарубежной техники, практически сравнялись.
       Анализ результатов периодических испытаний отечественной сельскохозяйственной техники на машиностроительных станциях в 2001...2006 годы позволяет сделать вывод о том, что 89...97% от общего количества прошедших испытаний машин изготавливаются с отступлением от технических условий; 60... 72% не соответствуют требованиям безопасности и условий труда.
       Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества техники, не соответствующей техническим условиям по эксплуатационным показателям. Если в 1991 г. таких машин было 10,8%, то в 2003-2006 годах-39-41%.
       Несмотря на некоторое улучшение качества изготовления отечественной техники в последние годы, которое отчасти объясняется применением импортных узлов и агрегатов, существующий уровень надежности машин не позволяет обеспечить должную производительность труда в сельхозпредприятиях.
       Приведем пример. При лабораторных испытаниях зерноуборочных комбайнов в РосНИИТиМ (г. Новокубанск) производительность за 1 час основного времени составила у «Дон-1500Б» -18,7 т. по зерну, «Джон-Дир 9500» - 18,3 т, что указывает на однотипность данных машин. Однако дальнейшие обследования комбайнов по показателям надежности и производительности показали их существенное различие.
       Несмотря на то, что продолжительность устранения отказов у этих моделей примерно одинакова, частота и повторность их возникновения у комбайнов «Дон-1500Б» значительно выше, что приводит к уменьшению общей производительности труда на данной машине по сравнению с аналогом как минимум в полтора раза.
       К сожалению такие примеры далеко не единичны.
       Некоторое, хотя пока незначительное, улучшение экономической ситуации в АПК стало причиной роста в последние 2-3 года спроса на технику ведущих зарубежных производителей, несмотря на ее более высокую стоимость по сравнению с отечественной. Для экономически состоятельного хозяйства ценовой фактор уже отходит на второй план. Оно покупает более дорогую, но более надежную, с лучшими эргономическими и экологическими характеристиками зарубежную машину, так как в конечном итоге достигается более высокая урожайность и повышенное качество сельскохозяйственной продукции, сокращаются потери урожая в процессе уборки, улучшаются условия труда механизатора.
       Рост спроса на технику ведущих зарубежных фирм в настоящее время объективно обусловленная тенденция. Она прервется лишь тогда, когда качество продукции отечественного сельскохозяйственного машиностроения станет сопоставимым с качеством поставляемой на российский рынок продукции таких фирм, как «Джон Дир», «Кейс-Нью Холланд» и им подобным при равных или более низких ценах.
       Важно организовать в регионах послепродажный технический сервис отечественных машин на уровне фирменного сервиса продаваемой на российском рынке зарубежной техники. В противном случае, чего бы естественно не хотелось, по мере улучшения экономического положения сельскохозяйственных организаций страны, производители техники из стран дальнего зарубежья не только займут пустующие ниши на российском рынке, но и вытеснят с него отечественных производителей. Зарубежные производители сельскохозяйственных машин будут конкурировать на российском рынке не с нашими заводами, а между собой так, как это происходит сейчас на рынке легковых автомобилей, компьютеров и многих других товаров.
       Говоря о техническом уровне, следует отметить, что еще многое надо сделать чтобы приблизить отечественные модели тракторов к современному международному уровню. Нам крайне не достает надежных и экономичных тракторных и комбайновых двигателей широкого диапазона по мощности.
       Вместе с тем, мы имеем немало примеров инновационного плана подходов в создании новой сельскохозяйственной техники. Прежде всего это завод «Рос-тсельмаш», создавший комбайн «Акрос-530»; Владимирский тракторный завод -новый универсально-пропашной трактор «Т-85» тягового класса 1,4; фирма «Колнаг»», поставившая на производство новый кормораздатчик - смеситель; ООО «Реста», «Сызраньсельмаш», ОАО «Донецкий экскаватор» и некоторые др., создавшие новые поколения почвообрабатывающих, посевных машин и другой техники.
       Хотелось бы выразить уверенность, что названные и, далеко не единичные позитивные примеры, послужат добрым знаком и для других производителей машин и оборудования для селян.
       Для большего распространения таких подходов в производстве качественной, надежной, а потому перспективной для закупок отечественными сельхозтоваропроизводителями, техники, по нашему мнению, необходимо провести реконструкцию заводов отрасли тракторного и сельхозмашиностроения, на основе новых прогрессивных технологий, высокопроизводительного и точного оборудования, обеспечивающего гибкость производства в выпуске высококачественных изделий с минимизацией затрат.
       Задачи подобного масштаба должны, по нашему мнению, решаться во взаимодействии бизнеса и власти. Основную нагрузку должны нести, разумеется предприятия, их собственники и менеджмент, а роль органов власти заключается в частичном финансировании наиболее приоритетных НИОКР, а также в создании условий для кредитования проектов по постановке на производство новой техники и закупке современного технологического оборудования. В частности следовало бы, на наш взгляд, распространить на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение практику субсидирования части затрат на уплату процентов по инвес-) тиционным проектам, полученным машиностроительными предприятиями для технологического перевооружения и освоения производством приоритетных машин современного технического уровня.
       При этом необходимо сосредоточить усилия на разработке и постановке на производство многофункциональных, влаго,-ресурсосберегающих машин, совмещающих до 9 операций за один проход по полю, блочно-модульного исполнения с повышенной мощностью двигателя энергосредства и с увеличенной шириной захвата, что будет способствовать формированию слоя конкурентоспособных производителей с.-х. продукции как на внутреннем, так и на мировых рынках.
       Этому же может послужить и реализация программы Союзного государства «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельхозмашин на базе универсального энергетического средства (УЭС) мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 гг.», утвержденная Постановлением СМ Союзного государства №31 от 26.09.2006 г.
       В выполнении Программы предусмотрено участие как отечественных, так и белорусских предприятий, что позволит восполнить на рынке недорстаток в тракторах кл. 3,4 и 5, использовать УЭС в тягово-транспортном режиме на различных сель-хозработах, а также в коммунальном и дорожно-строительном секторе.
       Вместе с тем не можем не отметить, что Минсельхозом РФ, Минпромэнерго РФ, Россельхозакадемией, Союзагромашем вносились и неоднократно предложения по сокращению отставания отечественного сельхозмашиностроения от мирового: принято Постановление Правительства РФ «О мерах по дальнейшему развитию отечественного сельхозмашиностроения» (2006 г.); решены некоторые вопросы финансирования НИОКР (зерноуборочный комбайн 6 кл., гусеничный трактор 5 кл.), субсидирования кредитов на закупку техники, введены таможенные пошлины на отдельные виды зарубежной техники и оборудование и др.
       Однако в целом этих мер недостаточно для развития отечественного сельхозмашиностроения.
       Что необходимо решить для агропромышленного комплекса страны в первоочередном порядке:
       1. Необходима корректировка экономической парадигмы функционирования сельского хозяйств страны в направлении прежде всего роста доходности сельхозтоваропроизводителей.
       2. Требуется существенно повысить качество и надежность выпускаемой техники, провести ее модернизацию.
       3. Наладить производство сельскохозяйственной техники для внедрения интенсивных высокоточных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и в животноводстве.
       4. Развить индустрию отечественных высококачественных мирового уровня компонентов по двигателям, приводам и трансмиссиям, ходовым системам, гидроагрегатам, системам управления, контроля и др.
       5. Разработать комплекс мер по защите рынка сельскохозяйственной техники от недобросовестной конкуренции и стимулированию производства мирового уровня отечественных машин и оборудования.
       6. Используя опыт других отраслей промышленности, рассмотреть возможность создания корпорации (холдинга) по производству сельскохозяйственных машин и оборудования.
       7. Предложить Министерствам сельского хозяйства и Департаментам АПК регионов утверждать на научно-технических советах областей, краев, республик использования высокоэффективных адаптивных к условиям ведения сельхозпроизводства технологии и технических комплексов для их выполнения преимущественно на базе отечественной техники, обеспечивая льготные условия их введения в с.-х. производство.






Hosted by uCoz